«Взаимоуважение и бизнес-интерес — вещи не взаимоисключающие»

Фото: newslab.ru
Алексей Баранцев, директор инжинирингово-строительного дивизиона РУСАЛа Как РУСАЛ строит новые заводы и выпускает собственную спецтехнику

Алексей Баранцев возглавил инжинирингово-строительный дивизион РУСАЛа пять лет назад. В  зоне его ответственности разноплановые задачи  — от  строительства новых алюминиевых заводов до  выпуска спецтехники для производственных нужд. Что такое принцип «Иди и  смотри!» и  как с  его помощью можно решить любую производственную задачу  — об  этом и  многом другом Алексей Баранцев рассказал в  новом выпуске «Спецов», совместного проекта интернет-газеты Newslab.ru и  РУСАЛа.


Инжинирингово-строительный дивизион (ИСД)  — особое подразделение в  РУСАЛе. В  сфере компетенций дивизиона  — строительство новых и  модернизация действующих алюминиевых заводов, производство, монтаж, ремонт промышленного оборудования, разработка и  выпуск собственной спецтехники, и  даже возведение инфраструктурных объектов  — от  жилых домов до  школ и  детских садов. На  счету ИСД  — строительство Богучанского алюминиевого завода, среди крупных текущих проектов  — возведение Тайшетского алюминиевого завода, в  перспективах  — сооружение глиноземного терминала в  порту Ванино.

Директор дивизиона Алексей Баранцев уверен, что решение любой задачи складывается из  двух слагаемых  — выстроенных бизнес-процессов и  правильно подобранной команды профессионалов.

«Каждый проект  — как ребенок»

Алексей Георгиевич, на  счету ИСД десятки реализованных проектов, каждый второй из  них можно назвать амбициозным  — будь  то строительство БоАЗа или выпуск собственной спецтехники. Для вас лично, какой из  проектов стал №  1?

Сделать выбор непросто  — каждый проект, как ребенок; работа над каждой задачей  — это свои трудности и  свои победы, а  потому каждая из  них памятна и  по-своему важна. Но, пожалуй, самым главным стал первый проект, реализованный ИСД под моим руководством  — красноярский участок ошиновки, где производилось оборудование для Богучанского алюминиевого завода. Параллельно с  производственной задачей стояла и  серьезная управленческая задача  — перестроить процесс, начиная от  поступления сырья и  заканчивая отгрузкой продукции, и  выйти на  максимальную эффективность на  каждом из  этапов.

Получилось? Задача глобальная  — своего рода «авгиевы конюшни».

У  нас были готовые инструменты и  четкое понимание, что нужно делать. В  основе всего бизнес-процессы  — TPS (Toyota Production System  — принципы «бережливого производства», созданные компанией «Тойота»  — прим.ред.), ориентированные на  устранение потерь на  каждом из  этапов. Первый шаг  — это «зарисовка» производственного процесса и  всех его составляющих: люди, машины, материалы и  методы. И  это невозможно сделать, сидя в  мягком офисном кресле  — только работа «в  поле».

«Иди и  смотри!»  — один из  моих главных управленческих принципов. Сколько метров шва сварщик варит за  час? Сколько машин нам нужно, чтобы транспортировать заготовки для оборудования БоАЗа из  Красноярска в  Богучаны? И  еще сотня подобного рода вопросов, ответы на  которые мы  с  коллегами искали лично на  каждой из  производственных площадок.

Это того стоило?

Ответом будут объективные цифры: производительность на  красноярском участке ошиновки выросла в  15  раз! И  это притом, что продолжительность смены снизилась  — с  12  до  8  часов. Еще, к  примеру, у  нас было более 80  сварщиков, а  осталось 10  — для выполнения поставленной задачи больше и  не  требовалось. Остальные сварщики были переведены на  другие работы. Мы  вычеркнули из  своего лексикона такое понятие как «простой оборудования». В  итоге все это сработало на  общую эффективность инженерно-строительного бизнеса и  отразилось на  его финансовых показателях.

Откуда у  вас этот подход  — действовать не  по  «накатанной», а  переосмысливать и  перестраивать привычные процессы?

Это связано с  желанием меняться самому и  менять окружение, так, чтобы добиться максимальной эффективности. Речь не  только про бизнес-потери, но, в  первую очередь, про человеческий ресурс. За  последние пять лет количество несчастных случаев на  производствах, где участвует наш дивизион, сократилось в  десятки раз. Почему? Потому что мы  описали все процессы: как человек движется к  рабочему месту, как он  на  нем работает, как сделать так, чтобы рабочий процесс был для человека полностью безопасным. Речь и  о  физической безопасности, и  о  психологической.

Инвестиции в  кадры  — инвестиции в  успешное будущее

Красноярский участок ошиновки стал для ИСД «учебным полигоном» по  развитию персонала. К  чему дивизион пришел на  данный момент?

Чтобы распространить лучшие практики в  дивизионе работает система стажировок и  ротаций. В  течение последних двух лет на  позиции руководителей филиалов и  руководителей среднего звена назначаются финалисты программы «БС-250» (программа подготовки кадрового резерва РУСАЛа). Еще одна задача  — постоянное развитие металлургических и  строительных компетенций, необходимых для выполнения приоритетных задач ИСД.

Созданы три учебных центра  — в  Красноярске, Ачинске, Краснотурьинске. ИСД первым в  РУСАЛе сформировал группу для обучения ключевых резервистов в  магистратуре на  кафедре «Металлургия цветных металлов» в  Сибирском федеральном университете. Для повышения квалификации руководителей и  специалистов строительных проектов ИСД организовано обучение по  программе профессиональной переподготовки. И  это лишь вершина айсберга: работа над кадровым потенциалом компании ведется в  режиме нон-стоп..

Алексей Георгиевич, каким станет 2017  год для ИСД?

На  мой взгляд, еще рано подводить итоги, но  по  предварительным оценкам год довольно успешный  — улучшилась производственная безопасность, а  это один из  основных наших приоритетов. Показатели производительности демонстрируют стабильный рост. Благодаря выстроенным коммуникациям с  нашими клиентами растет качество работы. Удовлетворенность клиентов непрерывно увеличивается; мы  реализуем все больше совместных проектов.

Своевременные внутренние организационные и  эксплуатационные инвестиции позволяют компании экономить значительные средства и  уйти от  избыточных издержек. Это залог хорошего показателя выполнения годового плана. Развитие сотрудников  — это постоянный приоритет: успешное будущее и  долгосрочный рост компании невозможен без инвестиций в  людей.

Что вы  хотите успеть сделать в  текущем году?

Прошло больше половины года  — пока все идет по  плану. Показатели производительности хорошие, внеплановые и  аварийные простои снижаются, а  время между ними значительно увеличивается. Мы  успешно реализуем программу по  увеличению жизненного цикла нашей главной «рабочей лошадки»  — электролизера  — до  2200 суток (72  месяцев). За  четыре года этот показатель был увеличен на  551  сутки. Добиться этого удалось благодаря полному отказу от  услуг подрядных организаций, работе с  поставщиками над качеством применяемых при ремонте материалов, регламенту оценки качества и  стандартов на  все операции.

Если работа с  подрядчиками строится на  взаимном уважении, трудно  ли при этом соблюсти бизнес-интерес, который у  ИСД, безусловно, есть?

Взаимоуважение и  бизнес-интерес  — вещи не  взаимоисключающие, как, возможно, полагают многие. С  2012 года мы  ведем проект по  развитию своих поставщиков, за  пять лет в  него была вовлечена 51  компания, а  экономический эффект составил 58  млн долларов. Это разносторонняя работа, но  главное в  ней  — переход на  так называемую «тянущую систему». В  отличие от  «толкающей системы» она позволяет уходить от  складов  — это, как минимум, экономия средств на  аренде складских помещений и  персонале. Но  главные плюсы в  другом: необходимая продукция поставляется прямо на  рабочее место; все, что не  годно, тут  же отправляется назад поставщику.

Однако, чтобы работать «без складов», нужно не  только полное понимание логистики, но  и  надежные поставщики. С  каждым из  них была проведена работа и  выявлены слабые места. Таким образом, перестраивая бизнес-процессы внутри компании, мы  подтолкнули к  положительным изменениям и  наших бизнес-партнеров. Поделюсь еще одной цифрой: переход на  «тянущую систему» напрямую отразился на  расходах компании на  закупку материалов. С  2012 года эта сумма, несмотря на  инфляцию, не  увеличивается и  составляет 12  млрд руб.

Задачи  — масштабнее, проекты  — амбициознее

Первую продукцию дает Богучанский алюминиевый завод, ведутся подготовительные работы к  достройке Тайшетского. Какова роль вашего дивизиона в  этих проектах?

БоАЗ получился очень эффективным предприятием, все электролизеры дают металл высочайшего качества  — А-85 и  выше, команда предприятия  — высококлассные специалисты. Производство отвечает самым современным международным экологическим требованиям. Одна из  приоритетных задач сегодня  — строительство Тайшетского алюминиевого завода, который станет самым современным и  экологически чистым предприятием в  мире. Эти проекты в  числе знаковых по  ряду причин. Во-первых, они позволили ИСД закрепить серьезные компетенции в  области промышленного строительства. Во-вторых, освоить новые области и  компетенции.

Что это за  компетенции?

И  БоАЗ, и  Тайшетский алюминиевый завод  — это градообразующие предприятия, поэтому на  счету ИСД не  только производственные, но  и  инфраструктурные объекты  — жилье, школы, детские сады. Девять новых современных домов для сотрудников завода БоАЗ уже построены и  заселены, квартиры оснащены всем необходимым для комфортного проживания: мебель, бытовая техника. В  Тайшете закончено строительство четырех жилых домов на  225  квартир. В  настоящее время идет их  обустройство и  комплектация. Чем шире становятся возможности дивизиона, тем больше компетенций мы  замыкаем на  себя. К  примеру, в  рамках существующего бизнеса развили участок ПРИМ  — производителя конструкций из  стали и  алюминия. Ежегодно на  нем производится от  11  до  13  тыс. тонн металла, что делает нас независимыми от  поставщиков металлоконструкций, обеспечивает конкурентоспособность на  рынке и  гарантирует качество продукции.

Одно из  направлений работы дивизиона  — разработка собственной спецтехники для заводов. Каких результатов удалось достичь?

Проект «РУСАЛ обрабатывающие машины» (ПРОМ) был и  остается один из  амбициозных проектов в  рамках импортозамещения. До  запуска проекта компания приобретала технику на  международном рынке, была зависима от  импортных запчастей, а  для обслуживания техники привлекались зарубежные специалисты. Создание ПРОМ позволило полностью заменить импортную обрабатывающую технику, необходимую для процесса производства алюминия, в  том числе, технику для обслуживания новых экологических электролизеров. Стоимость изготовления техники ПРОМ в  сравнении с  приобретением импортных аналогов на  39% дешевле. Экономия на  техобслуживании  — до  50%. С  начала реализации проекта изготовлено 118 единиц спецтехники. Цель по  техническому перевооружению дизельной обрабатывающей техники  — 165 единиц к  2020 году  — будет выполнена нами в  2018  году.

В  планах РУСАЛа  — строительство собственного глиноземного терминала в  порту Ванино. Какие задачи предстоит решить ИСД в  этом проекте?

Задача ИСД  — построить в  порту Ванино терминал, которых сможет принимать до  3  млн тонн глинозема в  год. Но  сделать это необходимо без давления на  экологию  — в  соответствии со  всеми международным требованиями. Для этого нужна вакуумная выгрузка из  трюмов и  суда определенного класса, для которых потребуется разработка водной акватории и  строительство нового причала. Сейчас идет сбор необходимой документации, подготовка к  разработке ТО. Берем на  вооружение зарубежный опыт  — группа специалистов ИСД побывала в  Китае. Проект важный, реализовать его мы  должны к  концу 2019  года.

Справедливо говорить, что этот проект станет для ИСД и  вас лично вызовом?

Уверен, что проблем с  проектированием или строительством не  возникнет, но  свои коррективы может внести климат  — холодный, влажный и  ветреный. Станет  ли этот проект вызовом? Не  думаю. С  каждым годом мы  реализуем все больше разных задач  — и  с  каждой из  них справляемся. К  вышеперечисленному можно добавить проект прошлого года  — шламовое поле в  Ачинске. Для ИСД это был один из  первых крупных общественных проектов, в  котором мы  задействовали сразу несколько типов инженерных и  строительных процессов, был выполнен большой объем работ и  получен новый опыт управления строительством.

За  последние пять лет мы  серьезно выросли, собрав команду высококлассных специалистов, которые не  только решают текущие задачи, но  и  генерируют новые проекты. ИСД серьезно оснащен, собственные мощности дивизиона были обновлены. Сегодня есть полная уверенность, что мы  можем не  только поддерживать уже достигнутые результаты заводов ОК  РУСАЛ, но  и  обеспечить профессиональное выполнение масштабных проектов в  будущем.


 
По теме
Увеличить - Krasnoturinsk.Org Фото пресс-службы компании "РУСАЛ" Технический директор РУСАЛа Виктор Манн о проектах компании, не имеющих аналогов в мире Компания «РУСАЛ» переживает бум разработок новых технологий:
16.08.2017
 
Пока композиция скрыта от екатеринбуржцев, увидеть, что там, сможем только завтра в полдень - e1.Ru Новую скульптурную композицию торжественно откроют 24 июля Пока композиция скрыта от екатеринбуржцев, увидеть, что там, сможем только завтра в полдень У входа в БЦ «Высоцкий» появится новая необычная скульптурная композиция.
23.07.2018
Из-за пожароопасного штормового предупреждения: свердловчанам запретили ходить в лес - ОТВ Уральские синоптики выпустили штормовое предупреждение 23 июля в восточных районах Свердловской области, 24-25 июля на севере и востоке прогнозируется высокая пожарная опасность.
23.07.2018
 
 
Все, кто находился в Polo, погибли на месте - e1.Ru Вместе с экспертами анализируем видео ДТП с пятью погибшими на трассе Пермь — Екатеринбург Все, кто находился в Polo, погибли на месте В рубрике «Группа разбора» вместе с нашими экспертами мы рассматриваем различные ситуации,
23.07.2018
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Нижнего Тагила и Горноуральского городского округа сообщил о пожарах, произошедших в минувшие выходные.
23.07.2018 Тагильский рабочий
Начались работы по реставрации главного фасада мельницы - e1.Ru Красивое задние реставрируют Начались работы по реставрации главного фасада мельницы Старинную мельницу Борчанинова, которая стоит напротив железнодорожного вокзала скрыли от прохожих.
22.07.2018 e1.Ru
Церемония прошла в воскресенье в ритуальном зале агентства «Реквием» . По просьбе актрисы в театре траурных мероприятий проводить не стали.
23.07.2018 Тагильский рабочий
Пока композиция скрыта от екатеринбуржцев, увидеть, что там, сможем только завтра в полдень - e1.Ru Новую скульптурную композицию торжественно откроют 24 июля Пока композиция скрыта от екатеринбуржцев, увидеть, что там, сможем только завтра в полдень У входа в БЦ «Высоцкий» появится новая необычная скульптурная композиция.
23.07.2018 e1.Ru
Из-за пожароопасного штормового предупреждения: свердловчанам запретили ходить в лес - ОТВ Уральские синоптики выпустили штормовое предупреждение 23 июля в восточных районах Свердловской области, 24-25 июля на севере и востоке прогнозируется высокая пожарная опасность.
23.07.2018 ОТВ
Красноуфимской транспортной прокуратурой проверена законность возбуждения следователем линейного отдела полиции на ст.
23.07.2018 Транспортная прокуратура
В связи с подготовкой к отопительному сезону 2018 -2019г.г. 24 июля с 06.00, в течение дня, будут проводиться гидравлические испытания тепловых сетей повышенным давлением.
23.07.2018 Администрация г. Лесной